Примечательно, что игру про матрешки выпустила не российская студия, а очень даже американская. Double Fine Productions - создатели Costume Quest и Psyhonaut, несколько сюрреалистичных, но увлекательных вроде-как-детских игр.
Итак, с геймплейной точки зрения игра посвящена одной-единственной идее – матрешке. В поисках чего-то, что могло быть дать Point'and'Click жанру новую жизнь, Lee Petty обратил внимание на деревянных кукол. Удивительная вещь - персонаж, коробочка и игрушка в одном флаконе. Выбор матрешки главным героем каскадом влечет за собой визуальный ряд, игровую механику и атмосферу.
Бедное, но сердечное семейство Блекморов.
С сюжетной стороны Stacking - драма о диком капитализме. Протагонист игры – маленькая кукла Чарли, спасающая свою семью из лап жадного бездушного богача и эксплуататора Барона. Именно крошечный размер Чарли – главный его козырь в этом мире, где меньшая матрешка может запрыгнуть в большую и взять ее под контроль.
Вдумайтесь: если подойти со спины к кому-то на один размер больше, то можно залезть в него. И полностью перехватить управление. Более того, дальше можно вселяться в более крупные матрешки, не выходя из этой, в итоге забирая под свой контроль полдюжины человек. После жертва ничего не помнит о том, что с ней происходило, пока она была захвачена. Впрочем, часть матрешек – в основном квестовых – предусмотрительно не поворачиваются к Чарли спиной. И я могу их понять. Если бы кто-то меньше меня мог бы захватить контроль, просто подойдя сзади, я ходила бы по стеночке с оружием в руках. Но местные жители только испуганно подпрыгивают, не предпринимая никаких защитных действий. Кстати, после выполнения квеста, некоторые персонажи становятся гораздо более беспечными.
Захватив власть над матрешкой вы, во-первых, можете поискать новую жерту, а во-вторых, получаете доступ к особому умению. Список весьма разнообразен – от разбрасывания печенек до ошеломительных пинков. Особенно любопытно умение, подсвечивающее все необычные и важные матрешки вокруг. Правда, в итоге голубое сияние охватывает добрую половину окружающих, ибо если матрешка и не помогает пройти квест, то она все равно может входить в какую-нибудь коллекцию или быть уникальной и редкой.
Процесс коллекционирования является одним из ключевых в игре, ведь матрешки тоже куклы. Для сбора коллекции нужно, например, поэтапно (по размерам) вселиться в собачку, дочку, маму и главу семейства, объединив таким образом всех родственных матрешек набора в одной. Тогда вам засчитают достижение и куколки появятся в вашем тайном логове. В качестве объектов собирательства могут выступать как одинаковые матрешки разного размера, так и семейные матрешки. Система ачивок учитывает и найденные уникальные куклы.
Второй метод удержания внимания игрока – Challenges. Каждую миссию можно пройти несколькими способами. На месте, где выполняется квест, вам покажут табличку с 3-5 знаками вопроса. Каждый знак скрывает за собой один из возможных вариантов решения головоломки, вам предлагается найти каждое, перепробовав возможности всех матрешек, оказавшихся поблизости.
Реалистичный бумажные рыбки.
Остроумное анимационное решение с прыгающим матрешечным шагом и руками, действующими отдельно от тела выглядит достойно, как и сюжетные кат-сцены в стиле немого кино. Возможно, подобный выбор вызван экономией бюджета, но в целом игра смотрится абсолютно гармонично. Одна-единственная модель на всех персонажей не вызывает ни удивления, ни неприязни - индивидуальность матрешки не в ее форме, а в ее поверхности!
Первое время игра идет весело и задорно, пока привыкаешь к управлению и действию игры, осваиваешь главные функции и выясняешь, сколько коллекций нужно собрать. Основная проблема Stacking в том, что кроме стиля и матрешек, в ней ничего нет.
Итак, у нас есть три варианта, либо ты отдаешь мне все свое имущество...
Первые полдюжины Challenges еще вызывают интерес и желание найти все варианты, а первую сотню матрешек забавно захватить, но потом встает вопрос «А что дальше?» Несмотря на то, что другие игры студии успешно справлялись с задачей развлечения как детей так и взрослых, то Stacking, похоже, непригоден для обоих. Детей в нежном возрасте, когда их развлекает выполнение одинаковых действий, игра может оттолкнуть неяркой оболочкой. Судить о том, насколько стильно выполнена квестовая часть, можно только когда «стильный» хоть что-то для тебя значит. Кроме того, игра не переведена на русский, а разговаривают матрешки с помощью табличек с репликами.
Тем же игрокам, которые в состоянии прочесть текст по ходу действия, через пару часов попросту надоест. Возможно, одной удачной идеи и достаточно для небольшой игры, но Stacking слишком длинная для своей идеи. Недостаточно динамичная, недостаточно разнообразная, недостаточно сложная, она бесповоротно надоедает к пятому часу игры. Рекомендована для фанатов (студии или матрешек), остальным имеет смысл приобрести только в составе какой-нибудь коллекции.